Не современное, а вторичное искусство будет в новом корпусе Радищевского музея?

Первая выставка в новом корпусе Радищевского музея
Первая выставка в новом корпусе Радищевского музея

Новый  – третий (если без филиалов считать) корпус Саратовского художественного музея имени Радищева открылся первой своей экспозицией – «Международная фотовыставка дикой природы "Золотая Черепаха», так её назвали.

 

Выступает Гродскова

Везде в бумажных и электронных газетах здание именуют «историческим зданием товарной биржи на Театральной площади». Точно так. Однако, я незнаком с живыми биржевиками. А с обитавшими когда-то в том здании студентами и преподавателями истфака СГУ  – знаком, и посещал не единожды… Воспоминаниям сейчас предаваться не буду, заявлю лишь о личном интересе – что сделали с историческим зданием истфака?

В принципе, всё хорошо. Не испортили. Чистенько и бедненько – собственно, это и понравилось. Белый цвет стен, потолков, простенков. Правая (если встать лицом к главному входу с улицы Московской) сторона здания полностью отдана под экспозиционные залы. В коридоре детские рисунки. Левая сторона – там пока непонятно соотношение административных и служебных помещений, там процесс ремонта или освоения пространства полузакрыт. Принципиально закрытие для доступа парадного входа. Первоначальное возмущение сменилось пониманием: а как иначе разместить гардероб? Видимо, зимой только так – вход чёрный, с улицы Радищева. Не знаю, как летом сделают. А летом… – да, что там лета у нас, три месяца (в смысле, лишь тройку месяцев публичное заведение может обойтись без услуг гардеробщиц).

О выставке что сказать?

Не впечатлила. То есть, фотографии дикой природы – каждая из них – прекрасны. Однако, в инете миллиарды подобных прекрасных фотографий, из них тысячи ровно таких же прекрасных, каждый год известные международные конкурсы выдают очередных прекрасных победителей, и многие внеконкурсные работы не менее прекрасны. Фотографии эти прекрасные общедоступны – для имеющих доступ к инету. Для кого создавать экспозицию распечатанных на бумаге картинок?

Глубоков с Игудиным
Глубоков с Игудиным

Изначально обещали сделать музей «современного искусства». На самом деле, имелось в виду совсем не современное искусство, то есть не искусство 2010–2018 годов, а искусство столетней давности. Русский авангард 1920-х годов.

После 1920-х годов слово «современное» в устах искусствоведов и администраторов теряет временной смысл. В их понимании, искусство Дейнеки, Серебряковой, Нисского, Остроумовой-Лебедевой, Пластова, Корина, Васильева – устарело? Равно как и творчество саратовских Петрова-Водкина, Учаева, Миловидова, Фомичева, Боброва, Глинского, Гущина, Мерцлина, Маскаева, Милавиной, Семёновой, Глубокова, Пустошкина, Вальковой и много кого ещё – так, навскидку назвал фамилии – тоже старьё? Несовременны?

Думаю, мы с вами наблюдаем противоречие между душой и карманом саратовских организаторов искусства. Душой они понимают, что (цитирую Википедию») «конструктивных философских оправданий современному искусству XXI века пока не появилось». Однако, предпринимают (опять же, цитата из Википедии) «попытки непосредственно интегрироваться в систему современного искусства» с целями, «характерными для коммерческих корпораций».

Если я неправ, то следующими в новом здании музея будут выставлены Владимир Гордиас и Сергей Дворников.

Однако, о них директор Радищевского музея Людмила Калинина, глава администрации города Саратова Михаил Исаев и президент музея Тамара Гродскова (говоря о планах на презентации «Золотой черепахи») ни слова не произнесли.

 

 

Игорь Сухарев

Помощь для Joomla.