Как они организуют, так мы и живём! Вымирая…

Ситуация с воровством крышек люков на сетевых колодцах Саратова стала неподконтрольной. А с несколькими случаями, когда дети проваливаются в них – иногда погибая, и вовсе трагичной. Журналисты и блогеры забили тревогу, объявив мобилизацию всех своих скудных ресурсов на выявление опасных колодцев – Елена Налимова и её коллеги фотографируют и обнародуют аварийные места.  Тема эта, хотя и возникает периодически, периодически и затухает. Как и ей подобные: с нависающими над тротуарами наледями и сосульками, прорывами сетей, вырубанием здесь и там деревьев, бездорожьем…

Несмотря на то, что из года в год в отдельных случаях проявляется некая реакция городских чиновников на самые вопиющие случаи разгильдяйства и безответственности,  ни мэр, ни депутаты городского уровня (названного в Конституции РФ «местным самоуправлением») своей ответственности за организацию этого самого самоуправления нести не собираются. За всё что угодно: за бездарное управление ЖК-хозяйством, за уничтожительную практику градостроительства – пожалуйста! Только не за организацию МСУ во всеми нами любимом городе Саратове.  А ведь вся их деятельность и ответственность базируется на ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». На организации МСУ! Это слово – «организация» законотворцы местного пошиба переписывают  скоро три десятилетия, включая в региональные законы и решения, из которых понять: ну, как же у нас организовано-то в Саратове это самое МСУ? – абсолютно невозможно? 

А ведь как они организуют – так мы и живём!

Советская власть предполагала в почти 900-тысячном Саратове, кроме городского совета народных депутатов,  6 районов со своими бюджетами и депутатами, «плюс» более 200 округов депутатов областного совета, отнесённых к уровню «местной власти». Это представительно-законодательная часть, которая вместе с чиновниками исполкомов, под руководством территориальных структур вездесущей партии, вместе с комсомолом, общественным контролем, избираемыми в районах судьями, а в трудовых коллективах – судебными заседателями, домовыми и уличными советами, немногими общественными и творческими объединениями  – и составляли систему общественных отношений!  Как плохую или хорошую я не оцениваю – но это система, это внятная для каждого схема, позволяющая её обсуждать, критиковать, изучать и совершенствовать.

В апреле 1990 года ВС СССР был принят Закон «Об основных началах организации местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Он был призван именно совершенствовать общественные отношения на уровне городов и весей, среди прочего стимулировать подвижничество жителей. В Саратове, в разных микрорайонах по инициативе жителей и при поддержке депутатов стали появляться – органы территориального общественного самоуправления  (КТОС, ТСОС).  Иногда они заменяли собой уличные и домовые советы, которые были запроектированы в схеме советской власти давно, но действовали более-менее эффективно только на территориях частной застройки. Я всё это к тому, что до ликвидации советской власти в октябре 1993 года, сама власть признавала необходимость самого широкого участия жителей не только в качестве разноуровневых  депутатов, но и непосредственно в микрорайонах, кварталах, посёлках.

После небольшого «инерционного периода» к году 1996-му местная номенклатурная бюрократия (и вся остальная снизу доверху) провела по всем направлениям контрреформы, если не сказать «контреволюцию». Районы Саратова, как полноправные институты местной власти, были ликвидированы. Вся представительная часть МСУ сегодня – это 21 депутат от округов Гордумы «плюс» приблизительно столько же депутатов от партий с абсолютной доминантой партии власти – всё!  КТОСы, в большинстве своём созданные в угоду местечковой власти, по сути стали НКО-грантополучателями. Да и они не «покрывают» своим, даже сомнительным подвижничеством, и 10% городских территорий, Администрации, новые и усиленные структуры различных служб, включая фискальные и силовые, появившаяся сеть «мировых судов» – усилили «давление» на простого человека, то есть на жителя-собственника, мелкого предпринимателя и просто гражданина. В городской и прочих думах сидят нувориши из директоров рынков, гупов-мупов, да по 5 процентов иногда протестующих коммунистов.    

И сейчас, думаю, немалые средства проходят в бюджете на так называемые «общественные отношения». В каждой районной и городской администрации есть ответственные за «общественность» сотрудники или заместители главы с группой специалистов «по связям»…  Да разве ж и депутаты гордумы, облдумы по городу Саратову  со своими помощниками, НКО-грантополучатели, не являются ресурсами этих самых «общественных отношений»? Вопрос второй – являются ли они какой-то системой – действующей или бесплодной?

Ещё 15–25 лет назад в бытность мою председателем ТСОС «Центр», многие нынешние проблемы территорий города решались в плане их выявления (а это в настоящем МСУ дорогого стоит) довольно просто и эффективно. Оперативно попросив по телефону членов нашего ТСОС «Центр», жителей, активистов, я бы уже имел сведения по состоянию всех колодцев в 18-ти кварталах «вверенной мне» территории. И уже завтра – в понедельник, к планёрке у главы Кировской администрации, лежала бы докладная записка с адресами и описанием неблагополучных мест.  В текущей же работе мы проводили рейды и другие мероприятия, укреплявшие доверие! В 1990-х ещё не было нынешних компьютерных возможностей, но при выявлении каких-то значимых и не очень бед в нашем микрорайоне, реакция совета жителей и моя как его лидера, была обязательной. Создание информационного поля на доверии – это один из элементов МСУ или нет?

Вот, товарищ Михаил Исаев после нескольких случаев «с открытыми люками», обнародованными в местных СМИ и последующей трагедией, дал ли он телефонограммы: «В понедельник представить мне к ПДС все сведения по необорудованным колодцам»! Телефонограммы не по линии ЖКХ (хотя, туда тоже надо – как и в другие структуры, включая охраны общественного порядка с заданием проверить все приёмные пункты металлолома), а в структуры сферы «общественных отношений» – туда, где связи с жителями, общественными объединениями, НКО, СМИ! Вот бы и сравнил рапорта своих чиновников и «того, что людям надо».

Боюсь, что ничего этого из «общественного» в арсенале мэра просто нет! Нет никакой системы общественных отношений – одна показуха с ОПами, омбудсменами, тратой огромных общественных средств на проведение избирательных компаний (подковёрной и закулисной их части), а не на организацию нашего участия, местного самоуправления, на становление гражданского общества! 

Бессистемность годами и десятилетиями устраивает местечковых разночинцев и всю их властвующую вертикаль!

Как вы организуете, так мы и живём, вымирая…

Сергей Перепечёнов  

 

 

Помощь для Joomla.