В библиотеке №2 саратовский Рубцовский центр провёл литературно-музыкальный вечер, посвящённый 150-летию со дня рождения Алексея Николаевича Будищева

АВТОР ОДНОГО РОМАНСА

При жизни русский писатель-беллетрист и поэт, уроженец Земли Саратовской, один из типичных писателей так называемого «безвременья», Алексей Николаевич Будищев был известен куда более, входя в круг известнейших столичных литераторов. В конце позапрошлого и в начале прошлого веков этот писатель пользовался большой популярностью у читателей, как автор юмористических рассказов, романов, стихов и пьес. Он оставил большое литературное наследство, сейчас, к сожалению, совершенно забытое. Но сегодня это имя совсем незнакомо нашим современникам. Ни одно из его произведений не было переиздано, сведения о нём, да и то крайне маловразумительные, с трудом можно разыскать даже в специальных изданиях. О нём помнят только краеведы да утончённые знатоки истории русской литературы.

Часть многочисленных рассказов, очерков, небольших романов и стихотворений была опубликована в книгах: «Степные волки» (1897), «Пробуждённая совесть» (1900), «Разные понятия» (1901), «Распря» (1901), «Лучший друг» (1901), водевиль «Странная история» (1901), «Я и он» (1903), «Солнечные дни» (1909), «Чёрный буйвол» (1909).

Но настоящее его призвание Будищева, писавшего стихи, повести, психологические и детективные романы, по мнению критиков, – литературная миниатюра. Написаны короткие рассказы очень колоритно, с блёстками юмора, умело передавая настроение читателю.

Алексей Будищев был довольно плодовитым писателем. За свою жизнь этот напечатал пять больших романов, свыше двух десятков сборников рассказов. Им было написано и издано около 200 печатных листов беллетристики и около 100 листов газетных статей. Но талантливому писателю не подвернулся случай, который бы свёл его с не менее талантливым продюсером (как в случае с Чеховым), который продвигал бы его на литературный рынок интересных творческих новинок.

Его книги «С гор вода», «Бедный паж», «Дикий всадник», «Дали туманные» расходились хорошо и выдерживали иногда по 2 издания в год. Его пьесы с успехом шли в Пензе на провинциальной сцене театра, а комедия «Живые и мёртвые» с успехом шла в Малом театре в Петербурге.

Многие его произведения были положены на музыку: «Весна» (А. Гречанинов), «Ты недавно так мило взглянула» (Л. Дризо), «Холодные снега озарены луной…» (Б. Гродзский, Н. Соколов), «Она пришла ко мне весною…» (Ф. Иванов), «На что ты сердишься…» (М. Остроглазов, К. Тидеман), «Расскажи мне…» (В. Орлов), « Я люблю эту ширь ароматных полей…» (И. Корнилов), «Победитель» (В. Прейс), «Весенняя песня» (А. Юркевич).

Однако всероссийскую известность он получил лишь как автор слов романса «Калитка.

В программе литературно-музыкального вечера была представлена биография писателя (Л. Чиркова), озвучены стихи (В. Швяков, И. Роганина, С. Иокша, Л. Плешак), юмористические рассказы (Л. Чиркова, С. Шутков), исполнена авторская песня на стихи Будищева (М. Терёхина), прозвучала знаменитая «Калитка» в исполнении Л. Плешак и Л. Яцкевич.

На вечере выступил с рассказом о творчестве своего двоюродного прадеда его правнук – художник и журналист Борис Глубоков.

Хотелось бы верить, что творчество неоценённого писателя, нашего земляка, человека, оставившего заметный след на земле одним, но чудесным романсом «Калитка», будет пересмотрено современными критиками и оценено по достоинству.

 

 

 

 

Помощь для Joomla.