Живопись Павла Кузнецова наконец демонстрируется в музее Дом Павла Кузнецова

 

Техническая неприспособленность двух саратовских музеев – музея-усадьбы Борисова-Мусатова и Дома Павла Кузнецова – к полноценному экспонированию не позволяют наслаждаться творчеством этих художников. Выставки их творчества именно на этих, родных для художников, площадках чрезвычайно редки. Тем интереснее открывшаяся для Ночи культуры плавно в экспозиционной жизни перетекающей в День рождения Павла Кузнецова выставка «Здесь время не спешит…»

Находящиеся в фондах Радищевского музея и отреставрированные пейзажи Кузнецова частично выставлены для публики впервые. Изюминкой стала демонстрация картины из коллекции камышанина Николая Малыгина «Гурзуф», написанной в 1951 году.

Названием выставки стала поэтическая строфа Николая Заболоцкого. В буклете научным сотрудником Дома Павла Кузнецова, Натальей Таракановой, приведены цитаты из стихов Бориса Чичибабина, Максимилиана Волошина, Всеволода Рождественского. Например:

Фаянсовых небес неуловимый скат,

Кольцо лиловых гор и золото пустыни…

На синей скатерти шафранный ломтик дыни

Прозрачен и душист, как вянущий закат.

Павел Варфоломеевич посещает Крым в 1924 году. Натурные впечатления, пленэр легли в основу и картин на крымскую тему, созданных в Москве в 1930-е и 1960-е годы. Картины мэтра, показываемые сейчас в музее на улице Октябрьской, очень красивы, лиричны. Организаторами экспозиции (как и зрителями) отмечена особая утончённость, лёгкость образов. Безо всяких натяжек эти картины – шедевры. «Удивительным образом, с «уходом неба», в работах Кузнецова появляется больше воздуха. И если «степной» воздух стоит, «кавказско-крымский» воздух движется, наполняя работу свежестью и ясностью».

Обновилась и сама палитра художника: в картинах есть свежая изумрудная зелень, нежно-голубой и яркий кобальт, бледно-розовый и мягкая охра. 

Чем-то картины именно крымской серии напоминают полотна француза  Альбера Марке алжирского периода, но они неповторимо русские, кузнецовские. Искусствоведами отмечено, что краски, найденные и раскрытые Кузнецовым в крымских пейзажах, нашли в дальнейшем развитие и в Прибалтийской серии, в картинах про Мичуринские сады, в дачных натюрмортах.

Выставка посвящена двум саратовским замечательным художникам, недавно ушедшим в мир иной: Владимиру Солянову и Виктору Чудину. Все художники и фотографы традиционно приглашены 17 ноября на самую короткую выставку (5 минут) из цикла «Сто Дней рождений Павла Кузнецова» ровно в полдень

 

Борис Глубоков

Помощь для Joomla.