№16 от 27.05.16 - Конкурс, посвящённый Яну Амосу Коменскому

SOS.Россия-1993. Николай Карачарсков (Чебоксары), 2003
SOS.Россия-1993. Николай Карачарсков (Чебоксары), 2003

В центре для одарённых детей я, как и многие приглашённые журналисты с деятелями культуры, пару лет назад услышал из уст нашего земляка, президента Творческого союза художников Константина Васильевича Худякова о международном проекте, посвящённом великому педагогу Яну Амосу Коменскому. Был заявлен конкурс творческих работ и определены географические масштабы для его участников. Проект – исследовательский. В нём поставлена задача: отрефлексировать средствами изобразительного искусства гуманистические идеи Коменского. Предложено было сравнить творческие стратегии художников разных стран и выявить пути развития фигуративного искусства.

 

Автопортрет. Семён Агроскин (Москва), 2015
Автопортрет. Семён Агроскин (Москва), 2015

Вот, итог проекта на двух саратовских площадках: в радищевском музее (по билетам) и в Саратовском художественном училище (по предъявлению документа на вахте). Огромный отбор присланного материала, чтобы вышло по проекту: сто иностранных работ на сто российских. Название региональное: «Между Волгой и Дунаем». Предисловие в каталоге министра культуры РФ. Далее – напутствие посла Доброй воли ЮНЕСКО Церетели и т.д. Интересна аналитическая статья художника Дианы Юрьевны Мачулиной. Написано реально круто! Пример: Лукас Пуш в ходе проекта «Вена Вуду» отправился в знаменитые нищетой и высоким уровнем преступности африканские трущёбы Матхаре в Найроби. Там он пародировал «белого колонизатора», то равнодушно взирая на убитого посреди улицы, то кидая монетку голодному ребёнку, вызывающе надев при этом белоснежный костюм. Запад говорит о толерантности и мультикультурализме, но дома, с безопасного расстояния – а Пуш сделал неравенство положений рискованным, ярким и очевидным. В Китае он наряжается Моцартом и играет на скрипке концерт на руинах новостройки – тут он безжалостен как к конфетному стереотипу великой культурной Австрии, так и к Китаю, который не ценит своей старины, ведь экономический рост – убер аллес. Россия кажется европейцу не менее экзотичной, чем Китай. Лукас Пуш, обучаясь живописи в Суриковском институте, совершил путешествие на границу с Монголией (…). Демонстрируя корове этюд с пейзажа, которым она дышит и питается каждый день, он наткнулся на непонимание».

Ещё до официальной презентации в Радищевском я был свидетелем, как «продвинутые» дамы горлохватствовали о жутких (на их взгляд) частях огромной и прекрасной экспозиции. Потом демонстративно удалились Это, к слову, про ту корову… Ни они, ни корова не знают философа Ролана Барта. Мачулина знает и приводит его мудрые мысли из книги «Мифологии». Вот, что она пишет, подкрепляя высказывание бартовской мыслью: «Формально реалистическая живопись может быть ненужным умножением пустых визуальных образов, когда ей и вообще искусству вменяют в обязанность говорить о «духовности, красоте, патриотизме вообще» – так реализм превращается в абстракцию по сути».

Неоднократно я смотрел в сети программы Константина Худякова о современном изобразительном искусстве на канале «Культура». Можно читать, смотреть передачи, а можно ходить на выставки. Творчество Худякова отсылает как к классическому искусству, так, благодаря компьютерным технологиям – изумляет, продвигает сознание.

На круглом столе по проблемам современного искусства в рамках проекта «Между Волгой и Дунаем» ответственным секретарём Поволжского отделения Российской академии художеств Светланой Андреевной Кузнецовой очень дипломатично было озвучено, что несколько работ, показанных в Братиславе, были по политическим соображениям изъяты из экспозиций в Саратове. Странно, я убедился в сугубой экспозиционной целостности обеих площадок (экспонаты приходилось при монтаже не раз переносить из музея в училище и обратно при их немалых габаритах). Чего только стоит личина путинского ставленника Шойгу. Креативно! Растормошил Худяков наш «культурный бомонд», ох, разворошил. Приятно, что он нашёл отклик у саратовского художника Антона Александровича Батишева, ряда других профессиональных мастеров кисточек, мастихинов и компьютерных программ. 

Мужская компания. Татьяна Назаренко (Москва), 2007.
Мужская компания. Татьяна Назаренко (Москва), 2007.

Борис Глубоков

 
Помощь для Joomla.