• Главная
  • КЛУБ
  • Заседания 2016 года
  • 18.11.16. Чернышов Ю.Л. Тезисы к обсуждению темы «Отцы и дети современной России; конфликт или преемственность поколений?»

18.11.16. Чернышов Ю.Л. Тезисы к обсуждению темы «Отцы и дети современной России; конфликт или преемственность поколений?»

 

Обстоятельное исследование, представленное А.В. Родионовым, видимо из скромности названное тезисами, требует, думаю, не одноразового обсуждения. Но прежде необходимо, как мне кажется определиться с тем, как вести это обсуждение, определиться методологически. Это должно стать первым приближением к детальному обсуждению. На этом я и хочу остановиться.

Вести его следует, на мой взгляд, исходя из двух предпосылок:

1.Насколько точно отражают реальность, насколько ей адекватны представленные тезисы (будем называть материал авторским определением)?

2.Какими средствами и мерами – экономическими, политическими, социокультурными – можно изменить ситуацию, исходя из представлений о «правильности», «нужности», «целесообразности», «желательности» для человека и его развития.

И как, при этом, не впасть в пропагандистскую крайность, в которую впадали левые и очень левые даже талантливые и «могучие» умы.

Пример. Марксисты многих поколений, или поддающиеся их влиянию люди, повторяли как мантру слова «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех». Звучит привлекательно. Но как можно не заметить того, что сама фраза есть лингвистическая несуразица. Ведь первая часть фразы - «Свободное развитие каждого…» - это и есть свободное развитие ВСЕХ. А потому она – первая часть - не может являться УСЛОВИЕМ… себя же самой! Эти части – синонимичны! Что развитие каждого, что развитие всех - это ОДНО и ТО ЖЕ! А слова ВСЕ и КАЖДЫЙ – в данном случае лишь лексический приём, усиливающий смысловую экспрессию. И, если подходить очень строго, то приём в данном случае, спекулятивный! И как же можно было на таком шатком основании строить целую теорию – одним марксистам только и понятно.

3. И тут встаёт вопрос об определяющем понятии для всех перечисленных «полезностей» и «нужностей» - вопрос о ценностях, вопрос о ценностных представлениях и, - технологический - вопрос о стыковке их в поколениях.

4. Могут ли эти «желательные» ценности и критерии, которые гипотетически были бы восприняты качественно одинаково людьми разных поколений, «генерироваться» при нынешнем социально-экономическом укладе?

Индикативным критерием может служить отношение к известному тезису: «Дай капиталисту 300% прибыли, и он готов на любое преступление!». Какое отношение к этому тезису в различных поколениях? Интуитивное ощущение подсказывает, что значительная часть молодого поколения уже сделало первую часть тезиса своим жизненным девизом. Если это так, если это устойчивая парадигма бытия, то, что может «генерироваться» в обществе в качестве ценностей?

5. Если ответ на предыдущий вопрос «да», то как, каким образом, какие социально-политические слои могут стать «движущей силой» генерирования? Если «нет», то почему, что является помехой и как её устранить?

6. И последний, он же – первый, главный вопрос: а не запоздали ли в принципе наши обсуждения и возможные меры и действия? Не случился ли уже неустранимый излом, бифуркация общественного сознания, отражением которого и является специфика сознания «детей» нынешней трансформации социально-экономического уклада?

Помощь для Joomla.