Саратовщина как территория посадок: будут ли громить перевозчиков?

Не кажется ли вам, после ареста министра промышленности и энергетики области Андрея Куликова, что Саратовская область становится опасной для ведения бизнеса, территорией посадок?

Я не знаю уголовную статистику и не сравнивал с показателями других регионов. Возможно, там тоже не в шоколаде. К примеру, в Саратовской области мальчиков и девочек брутальные омоновцы тоже куют в наручники за слова и картинки в инете, по всей стране её будущее бросают в тюрьмы, в этом отношении область не выделяется, в отличие от Алтая.

Просто навскидку припоминаю: по прокурорским и ментовским прошлись (включая заслуженного Владимира Чечина), и по местному самоуправлению (пальцев не хватает посчитать… включая второго подряд главу города Энгельса), по сотрудникам облправительства… Кстати: откуда кадровики набирают столько рисковых, бесшабашных кандидатов на вакантные должности?

Получается так, что из очень многих уголовных дел в отношении высокопоставленных чиновников вырастают букеты дел в отношении связанных с ними бизнесменов. Госслужащий вступает на преступный путь почти автоматически – а как иначе в государстве, поражённом системной коррупцией? Другое дело – предприниматель, который изначально нацелен на честное ведение дел. Конечно, бывают фирмы-однодневки, которые умышленно создаются с преступными целями, в том числе госчиновниками для обеспечения их коррупции. Но, сейчас я не о них, а о нормальных предприятиях наподобие АО «Автокомбинат-2», осуществляющим грузовые перевозки с 1963 года, а пассажирские с 1998 года.

Бессмысленно спорить об инициаторе совращения. Одни винят (например, Д.А.Медведев высказывался) злокозненных бизнесменов, алкающих свердоходов и принуждающих ко взяткам и прочим безобразиям. Другие винят жадных чиновников, взятки и откаты вымогающих. По-моему, вопрос этот следует признать малозначащим и оставить его историкам. Говорят, будто охота в Саратовской области открыта в результате «борьбы кремлёвских групп», а именно по отмашке Сергея Кириенко. Так или нет, нам-то какое дело? Важно другое: так или иначе, в РФ сформировалась коррупционная система, вне которой бизнес не может вести дел с государством.

Их этого тезиса вытекает следующий, связанный со структурой рынка товаров и услуг. Те отрасли экономики, которые работают на обеспечение потребности физических лиц как конечных потребителей, более-менее свободны от коррупции. Не свободны вообще, потому что и там государство в лице армии бесчисленных контролёров и надзирателей весьма активно. Предприятия других отраслей экономики в принципе не могут существовать и конкурировать без госзаказов и без тесного взаимодействия с государственными органами. Например, в их число входят застройщики и строители, дорожные и мостостроители, перевозчики.

На примере Саратовской области мы видим, насколько небезопасен их бизнес. Беликов, Абубикеров, Голиков, Чумаченко, Гикаев, Абасов и Чернова, Тихонов, Белич, Шалабанов, Панагушин, Лихачёв, Хван, Куликова, Фирсин, Джуликян, Булатов, Пашкевич, Власов – неполный список фамилий саратовцев из указанных предпринимательских сфер, к которым в последнее время были или имеются претензии правоохранителей. Кто-то из них осуждён, реально или условно, кто-то невиновен, в любом случае обширность списка впечатляет.

Перспективы нового погрома беспокоят. Вслед за Беликовым, под раздачу могут попасть другие перевозчики. Ведь, что предъявляют Андрею Павловичу? Мошенничество: от имени своего АО «Автокомбинат-2» он давал в минсоцразвития области «заведомо ложные сведения» о наличии у автокомбината транспортных средств и водительского состава. Они правда были в наличии, но не собственные, а арендованные. Именно факт аренды, а не владения в собственности, и является для следствия признаком преступления.

То есть, получаются два связанных криминальных процесса:

- незаконное получение автокомбинатом субсидий (450 миллионов рублей), так как фактически перевозили пассажиров не автокомбинат, а арендованные ИП,

- незаконные перевозки ИП, так как право на перевозки имел автокомбинат, а не ИП.

Если названная комбинация будет действительно признана наказуемой, то логично предположить привлечение к ответственности:

- всех других перевозчиков, в частности, ООО «Икар-Авто», ОАО «Межгородтранс», МУПП «Саратовэлектротранс», поскольку аренда автомобиля с экипажем (фрахт на время) до сего времени считалась законной, предусмотренной статьёй 632 ГК РФ сделкой и всеми применялась,

- за незаконное предпринимательство десятков ИП.

Разумеется, Беликову могут сказать, как в детстве нас мамы ругали: «Ну и что – все с крыши прыгали? Ты за себя отвечай!». А могут иначе… Могут очень-очень громкие и неприятные дела получиться.

Игорь Сухарев

Помощь для Joomla.