Поэзия от Пушкина до Дементьева

Поэзия как социальное явление возникла в России примерно 200 лет назад, с восхождением звезды Пушкина. С тех пор в России (СССР) всегда были знаменитые, общепризнанные поэты. В девятнадцатом веке – Лермонтов, Некрасов, Тютчев. В Серебряный век – Блок и Гумилёв. Тогда же и в первые советские годы – Есенин и Маяковский. В военную эпоху такими непререкаемыми поэтами стали Твардовский, Исаковский, Фатьянов. А были ещё знаменитые поэты как бы антисоветского андеграунда: Мандельштам, Цветаева, Ахматова, Пастернак, Коржавин. Потом настала эпоха любимых властью и народом шестидесятников: Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, Окуджава, Ахмадулина. Затем явился отдельный Бродский. И засиял сверхотдельный Высоцкий. Полвека торил свою особую дорогу Дементьев.

И вот сейчас, со смертью Андрея Дементьева, в России впервые за 200 лет не осталось ни одного ЖИВОГО ЗНАМЕНИТОГО ОБЩЕПРИЗНАННОГО поэта. И это закономерный итог. По сути, власть четверть века назад указала поэтам на их место у конюшни. Раньше уже известный поэт Дементьев сочинял новый качественный текст. Известный композитор тут же клал его на музыку. А знаменитый певец доносил песню до всего народа. Сейчас эта технологическая цепочка сломана.

В России остались известный секторальные поэты. Например, в национал-патриотических кругах очень популярен Станислав Куняев. Но у него неоднозначная репутация в прочих кругах, и общенациональным поэтом он не является. Среди эхомосковских поклонников королём поэзии является Дмитрий Быков. Но он – король только для двух процентов шендероганапольцев. А среди коммунистов и просоветски настроенных людей сейчас набирает популярность Андрей Шигин. Некоторые его стихи, на мой взгляд, не уступают лучшим творениям Некрасова и Маяковского. Но просоветски настроенные люди загнаны в катакомбы, и голос Шигина пока звучит только в этих катакомбах. Дело – за выходом из катакомб.

Александр Климов

КОММЕНТАРИЙ:

Не сдержался и выскажусь. Да, «власть четверть века назад указала поэтам на их место у конюшни», верно. Но, почему власть в Российской империи-СССР не могла или не хотела указывать поэтам их место сто или пятьдесят лет назад? И почему в англоязычной, франко-, германо-, испано-, а даже китаеязычных литературах сегодня тоже нет общепризнанных «звёзд» поэзии? Поэты (равно как писатели и режиссёры арт-хауса) тоже «секторальные» – популярны среди узкого круга своих приверженцев, и круги эти не пересекаются. То есть, названная А.В.Климовым культурная проблема заметно шире отношения власти к поэзии.

Игорь Сухарев

Помощь для Joomla.