Стройку моста на Сахалин оплатят пенсионеры

Официальная версия плана финансирования постройки моста на Сахалин такова:

1. Часть (неназванную) денег изымут из нефтегазовых доходов бюджета Сахалинской области. Об этом сказал Путин 24 июля после встречи с губернатором Сахалинской области Олегом Кожемяко. Очевидно, имеются в виду «соглашения о разделе продукции»: СРП-1 и, в основном, СРП-2 (проекта по добыче углеводородов и сжижению газа на шельфе Сахалина с участием «Газпрома», «Шелл» и японских компаний).

2. Основная часть транспортного перехода на остров Сахалин будет профинансирована из бюджета «РЖД», – сказал министра транспорта РФ Максим Орешкин, по сообщению ТАСС 25 июля.

3. Соответственно, неосновная часть будет профинансирована из бюджета РФ, по словам того же Орешкина.

Соотношение этих трёх источников финансирования и абсолютные числа ни одной из трёх частей не названы.

Напомню, что проектирование моста по указанию президента уже началось летом нынешнего года, закончится в 2020 году. Стройка запланирована на 2019–2023 годы. Весь проект РЖД оценивает в 540,3 миллиарда рублей – это в 3,5 раза больше, чем стоимость Крымского моста. Учтём, что все путинские мегапроекты (например, Крымский мост, олимпиада, чемпионат мира) – все они обходились в разы дороже первоначально названных чисел.

САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ?

Сахалинская область считается одним из немногих регионов-доноров и одним из двух (наряду с Севастополем) незакредитованных регионов. Однако, в 2017 году налоговые поступления в бюджет области снизились на 33,2%. А правительство РФ забирает у доноров в федеральный бюджет всё больше и больше. В текущем году, пишет РБК, потери региона будут 25 миллиардов рублей – их правительство РФ из налогов проекта «Сахалин-2» перебрасывает «на развитие Дальневосточного федерального округа», плюс ещё 26 миллиардов рублей за 2019–2020 годы. 25 млрд рублей – это 23% собственных доходов Сахалинской области, прогнозируемых на 2018 год. Если до 2017 года в бюджет области поступало 80% налогов на прибыль «Сахалина-2», то в 2017 году – только 75% налогов и в 2018 поступит на две трети меньше — 25% вместо 75%.

То есть:

1.Свободных денег на Сахалине нет.

2.Даже если громогласные планы по развитию ДФО потихоньку прикроют и абсолютно все названные деньги (51 миллиард за 3 года) пустят на мост, то речь идёт всего лишь о 9.5% от первоначально запланированной суммы. Даже двухкратное её увеличение сократит долю сахалинского источника до менее 5%.

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ?

Формально, «РЖД» – организация прибыльная: чистая прибыль в 2016 году 10,3 миллиарда, в 2017 году – 139,7 миллиардов рублей. Хотя, не забудем про долги (по итогам прошлого года 1,1 триллионов рублей).

Прибыльность во многом фиктивна и базируется на крайне неустойчивом основании.

В чём неустойчивость основания? В следовании принципу: «приватизация прибили и национализации убытков». Пассажирские перевозки убыточны или малоприбыльны, их в стране обеспечивают дочерние и зависимые общества «РЖД» – в поездах дальнего следования на 95%, в электричках пригородного сообщения 99,9%. Грузовые перевозки дают 90% прибыли «РЖД», но грузовые перевозки «РЖД» и дочерние и зависимые общества «РЖД» обеспечивают лишь на 14%, при этом их доля неуклонно снижается за счёт возрастания доли частных перевозчиков. Кроме того, обнищание населения уменьшает возможности роста доходов от пассажирооборота, а развал промышленности снижает грузооборот. Тарифы на грузоперевозки настолько выросли, что основные объёмы перевозок загружены экспортными товарами: нефть, уголь, металл, лес.

В чём фиктивность прибыли? В государственной (госбюджетной) помощи, часто в разы превышающей формально корпоративную прибыль. Сотни миллиардов рублей: субсидии по пассажирским перевозкам, помощь на ремонт инфраструктуры железнодорожного транспорта, вложение государства в уставной фонд, целевые субсидии из фонда национального благосостояния. Правительство страны и «РЖД» торгуются за уменьшение субсидий, но малоуспешно, поскольку такое уменьшение увязано или со льготами по налогам, или с приватизацией железнодорожных активов, или с ростом тарифов, или с сокращением инвестпрограммы «РЖД» (она постоянно уменьшается: в 2016 – 432, 2017 – 330, 2018 – 300 миллиардов рублей).

«Правительство сохранит основные элементы господдержки для компании «РЖД» в 2017 году, утверждал Медведев на совещании о железнодорожной отрасли, – в этом году «РЖД» впервые не получили от государства общую субсидию на компенсацию расходов на текущую деятельность. Тем не менее, мы сохранили основные элементы поддержки, которые носят строго целевой характер. Планируем их сохранить на следующий год – это и субсидии на перевозку пассажиров поездами дальнего следования, и субсидии на услуги инфраструктуры на перевозки пассажиров в пригородном сообщении, и скидка на билеты для школьников, субсидии на сообщение с Калининградской областью и другие меры».

И откуда здесь деньги для строительства моста?

ВЫВОД

Стройку моста на Сахалин оплатят пенсионеры, у которых Путин отбирает пенсию, и все жители страны, которым повысили НДС до 20%.

Игорь Сухарев

Помощь для Joomla.