В саратовском областном доме работников искусств открыта масштабная выставка живописи Светланы Лопуховой

В саратовском областном доме работников искусств 5 марта 2018 года открылась персональная выставка Светланы Лопуховой «Путь восхождения». Представлено 130 произведений, созданных в технике масляной живописи, пастели и акрила. Ряд полотен включают стаффаж из камней.

 

На презентации самым интересным было для меня выступления доцента технического университета, заслуженного художника России Владимира Мошникова. Он вспомнил, как более 180-ти лет назад Лопухова обратилась к нему за творческим наставничеством. Тут дело касается движения, придуманного лет 30 назад Павлом Маскаевым, Владимиром Мошниковым, Вячеславом Морковиным и рядом их друзей по коллективным выездам на пленэры в Хвалынск, которое с годами Мошниковым было так и оформлено: «Хвалынское движение». Собирающиеся подобным образом художники не просто писали на пленэре, но подводили в обсуждении созданного некие концепции, связанные с именами Петрова-Водкина, Павла Кузнецова и Виктора Борисова-Мусатова. Сейчас Мошников сказал, что Лопухова относится к младшему поколению «хвалынцев». Можно судить и так, хотя возраст у художницы солидный. У неё и большой творческий запас. Так, мне прекрасно помнится её первая большая выставка в Торгово-промышленной палате, а через десятилетие – и в мусатовском флигеле, где демонстрировались пастели.

Что представлено сейчас? Есть прямые цитирования Ильи Машкова, французских фовистов и экспрессионистов. Превалируют всё же чисто творческие картины, даже созданные за штудиями в группе последователей Мошникова. И вот они-то радуют! Можно убрать имя автора, даты создания, а сами картины узнаваемы и очень интересны. Самый впечатливший меня – диптих на мотив хвалынских меловых гор.

Коллега по хвалынскому движению Елена Мальцева хвалила христианскую тематику, к которой Лопухова обратилась в последние годы. Мне же представляется, что включение камушков в картину с Христом, несущим крест на Голгофу, не то чтобы неоправданно (художник абсолютно свободен в высказывании), но не столь интересно, как у абстракций с камнями того же Геннадия Панфёрова. Так или иначе – но на выставке есть где задержаться взглядом, просто спокойно помыслить. Лопухова даже небольшой портрет поэта (образ Светланы Васильевны Кековой) решила с включением ангельского лика.

«Путь восхождения» труден, чреват раздумьями. Главное – он честен.

 

 

Борис Глубоков  

Помощь для Joomla.