А.В.Родионов «Смысло-жизненные ориентации ХХI века»

 

Выступление Анатолия Родионова (часть 1) по теме «Смысло-жизненные ориентации ХХI века» на заседании Философско-гуманитарного Земского клуба «Росс-XXI век» 6 марта 2018 года в редакции «Земского обозрения», докладчик В.П.Санатин (видео и текст тезисов).

Тезисы выступления А.В.Родионова 6 марта 2018 года по докладу В.П.Санатина

В докладе Санатина Владимира Петровича прекрасно развита профессионально-философская интуиция. Заданная им тема обсуждения «Смысло-жизненные ориентации ХXI века» – вовсе не учебный тест на зрелость абстрактного мышления. Тема сегодня уже вполне созрела для живой предметной и даже политизированной дискуссии.  Более того, именно сегодня определение собственного отношения к проблеме смысла жизни – необходимый и суровый экзамен для всех интеллектуалов (интеллигенции) нашего времени, независимо от самоидентификации, вероисповедания и национально-культурной идентичности. 

Мой ответ на поставленный нашим модератором вопрос выходит за рамки строгого психологизма. Разумеется, смысл жизни допустимо рассматривать как психическую структуру человеческого сознания, отражающую объективные, внешние параметры (по выражению автора, объективную направленность) жизни человека и, в свою очередь, задающую его жизненные цели и жизненный стиль. Это толкование удовлетворительно для понимания механизма формирования и функций смысла жизни как идеального психологического объекта. Этого достаточно, если мы говорим о личном смысле жизни. 

Однако жизнь – не только индивидуальные обстоятельства более или менее «затяжного прыжка из колыбели в могилу» (Раневская). Выражение «смысл жизни», на мой взгляд, относится прежде всего к общественной, коллективной человеческой жизнедеятельности. В этой связи мы должны обсуждать «смысл жизни» как историко-культурные формы, отражающие устойчивые, повторяющиеся и воспроизводящиеся черты жизненных практик цивилизованных народов и обществ. Эти формы изучаются не психологией, а историографией. Этой реальности "смысла жизни" адекватны методы не психоанализа и психодиагностики, а методы историзма.  

Под этим углом зрения трагедией смыслоутраты чреват не конформизм как таковой. Подлинной трагедией становится утрата общего смысла жизни, утрата смысла общей жизни. Важно учитывать диалектику личного и общего (общественного) смысла жизни. Интеллигенция как ответственный (наряду, а иногда и вопреки власти) смыслоустроитель жизни. Кризис государственности и возрастание роли гуманитарной интеллигенции.

Помощь для Joomla.